Основные операторы языка VBA

Комментарии (0)

3.1. Правила записи операторов

При записи операторов необходимо придерживаться следующих правил:

Каждый новый оператор записывается с новой строки.

Чтобы записать несколько операторов на одной строке, их разделяют между собой двоеточием (:).

Если оператор не помещается в одной строке, то необходимо поставить в конце строки пробел и знак подчеркивания (_), а затем продолжить не поместившуюся часть на следующей строке.

3.2. Оператор присваивания

Оператор присваивания используется, если какой-то переменной нужно присвоить новое значение. Он имеет следующий синтаксис:

ИМЯ_ПЕРЕМЕННОЙ = ВЫРАЖЕНИЕ

Сначала вычисляется выражение в правой части, а затем результат присваивается переменной, стоящей в левой части.

Например . Записать с помощью оператора присваивания следующее математическое выражение:

На VВА это выражение можно записать в виде следующего оператора:

Y = a^(1/3)+(a^2+Exp(-b))/(Sin(a)^2-Log(b))

3 .3. Операторы ввода-вывода

3 .3.1. Оператор и функция MsgBox

Оператор MsgBox осуществляет вывод информации в диалоговом окне и устанавливает режим ожидания нажатия кнопки пользователем.

Он имеет следующий синтаксис:

MsgBox Сообщение[,Кнопки][, Заголовок]

Аргументы:

Сообщение - обязательный аргумент, задающий в окне выводимое информационное сообщение. Может состоять из нескольких текстовых строк, объединенных знаком & . Использование в этом аргументе Chr(13) приводит к переходу на новую строку при выводе информации.

Кнопки - значение этого аргумента определяет категории появляющихся в окне кнопок. От значения аргумента кнопкизависит также, появляется ли в окне какой-либо значок. Если не указано, какие кнопки необходимо отображать в окне сообщений, то используется значение по умолчанию, соответствующее кнопке ОК. В табл. 3.1 приведены возможные комбинации кнопок и значков в окне сообщений.

Заголовок - задает заголовок окна.

Функция MsgBox возвращает значение типа Integer, указывающее, какая кнопка была нажата в диалоговом окне.

Таблица 3.1. Допустимые значения переменной кнопки

Отображение

Аргумент

Кнопка ОК

Кнопки ОК и Отмена

Кнопки Да и Нет

Кнопки Да, Нет и Отмена

Кнопки Прекратить, Повторить и Игнорировать

VbAbortRetryIgnore

Кнопки Повторить и Отмена.

Информационный знак

Знак вопроса

Знак восклицания

Например . Вывести сообщение о текущей дате.

MsgBox "Сегодня на календаре" & Date , "Внимание"

В результате будет выведено следующее окно (рис.3.1).

После щелчка по кнопке ОК окно сообщения закроется, и выполнение программы возобновится с оператора, стоящего непосредственно за вызовом MsgBox.

3.3.2. Функция InputBox

Функция InputBox осуществляет ввод значений переменных с помощью окна ввода и имеет следующий синтаксис:

Имя_Переменной = InputBox(Сообщение[, Заголовок ] )

Аргументы:

Сообщение - обязательный аргумент. Задает в окне информационное сообщение, обычно поясняющее смысл вводимой величины

Заголовок - задает заголовок окна.

Например , Ввести значение переменной N с клавиатуры, предусмотрев значение по умолчанию равное 10.

Для этого можно использовать следующий оператор:

N = InputBox("Введите N", "Ввод исходных данных",10)

В результате будет выведено следующее окно для ввода значения переменной N (рис.3.2).

Если значение по умолчанию подходит пользователю, то после щелчка кнопки ОК окно ввода закроется, переменной N присвоится значение 10 и выполнение программы возобновится с оператора, стоящего непосредственно за вызовом InputBox .

Если же значение по умолчанию не подходит пользователю, то перед щелчком по кнопке ОК необходимо ввести нужное значение переменной N.

3 .4. Условный оператор IF

Для реализации разветвляющегося вычислительного процесса в VBA используется оператор If…Then…Else, который представляет собой простейшую форму проверки условий. Он имеет следующий синтаксис:

If УСЛОВИЕ Then ОПЕРАТОР_1 E lse ОПЕРАТОР_2

ОПЕРАТОР_1 выполняется, если УСЛОВИЕ истинно, в противном случае выполняется ОПЕРАТОР_2 . При этом оператор If…Then…Else записывается в одну строку.

УСЛОВИЕ - это выражение логического типа. Результат выражения всегда имеет булевский тип. Выражение может быть простым и сложным. При записи простых условий могут использоваться все возможные операции отношения, указанные в табл. 3.2.

Таблица 3 .2. Логические отношения

Операция

Название

Выражение

Результат

True, если А равно В

True, если А не равно В

True, если А,больше В

True, если А меньше В

Больше или равно

True, если А больше или равно В

Меньше или равно

True, если А меньше или равно В

Сложные условия образуются из простых путем применения логических операций и круглых скобок. Список логических операций приведен в табл. 3.3.

Таблица 3 .3. Логические операции

Название

Выражение

Результат

Логическое
отрицание

Логическое И

Логическое ИЛИ

В условном операторе допустимо использование блока операторов вместо любого из операторов. В этом случае условный оператор имеет вид:

If УСЛОВИЕ Then

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ_1

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ_2

End I f

В условном операторе может проверяться несколько условий. В этом случае условный оператор имеет вид:

If УСЛОВИЕ_1 Then

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ_1

ElseIf УСЛОВИЕ_2 Then

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ_2

Else

End If

Пример 1 . Написать часть программы для алгоритма на рис. 3.3.

Пример 2. Написать часть программы для алгоритма на рис. 3.4.

3.5. Оператор выбора Select Case

Оператор Select Case удобно использовать, когда в зависимости от значения некоторого выражения, имеющего конечное множество допустимых значений, необходимо выполнить разные действия. Он также относится к условным операторам, но имеет другой вид:

Select Case ПРОВЕРЯЕМОЕ_ВЫРАЖЕНИЕ

Case ЗНАЧЕНИЯ_1

ОПЕРАТОРЫ_1

Case ЗНАЧЕНИЯ _ 2

ОПЕРАТОРЫ _ 2

. . .

Case ЗНАЧЕНИЯ_N

ОПЕРАТОРЫ _N

[ Case Else

ИНАЧЕ _ ОПЕРАТОРЫ]

End Select

ПРОВЕРЯЕМОЕ_ВЫРАЖЕНИЕ может иметь любой скалярный тип, кроме вещественного. ЗНАЧЕНИЯ состоят из произвольного количества значений или диапазонов, отделенных друг от друга запятыми.

Тип ЗНАЧЕНИЙ должен совпадать с типом ПРОВЕРЯЕМОГО_ВЫРАЖЕНИЯ .

Сначала вычисляется ПРОВЕРЯЕМОЕ_ВЫРАЖЕНИЕ . Если его значение совпадает с одним из значений ЗНАЧЕНИЯ_I , то выполнятся ОПЕРАТОРЫ_I End Select . Если его значение не совпадает ни с одним из значений ЗНАЧЕНИЯ_I , то выполнятся ИНАЧЕ_ОПЕРАТОРЫ и управление передается оператору, стоящему после End Select

Например. Написать часть программы для алгоритма на рис. 3.5, определяющего значение переменной S в зависимости от значения переменной n.

3.6. Операторы цикла

Для реализации циклического вычислительного процесса, т. е. многократного выполнения одного или нескольких операторов, служит оператор цикла For…Next , который имеет следующий синтаксис:

For СЧЕТЧИК=НАЧ_ЗНАЧЕНИЕ Т o КОН_ЗНАЧЕНИЕ Step ШАГ

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ

Next СЧЕТЧИК

Цикл For…Next перебирает значения переменной СЧЕТЧИК , которая является параметром цикла, от начального до конечного значения с указанным шагом изменения. При этом обеспечивается выполнение блока операторов тела цикла при каждом новом значении счетчика. Если Step ШАГ в конструкции отсутствует, то по умолчанию считается, что шаг равен 1. По оператору Exit For можно выйти из оператора цикла до того, как СЧЕТЧИК достигнет последнего значения.*

Для перебора объектов из группы подобных объектов, например, ячеек из диапазона или элементов массива, удобно использовать оператор цикла For… Each…Next .

For Each Элемент In Группа

БЛОК _ ОПЕРАТОРОВ

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ

Next Элемент

В VBA для организации циклов с неизвестным заранее числом повторений используются и другие операторы цикла:

циклы с предусловием - Do While Loop ,

Do Until Loop ;

циклы с постусловием - Do Loop While ,

Do Loop Until .

Ниже приведен синтаксис этих операторов цикла:

" Цикл с предусловием Do While Loop

Do While УСЛОВИЕ

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ

" Цикл с предусловием Do Until Loop

Do Until УСЛОВИЕ

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ

" Цикл с постусловием Do Loop While

БЛОК _ ОПЕРАТОРОВ

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ

Loop While УСЛОВИЕ

" Цикл с постусловием Do Loop Until

БЛОК _ ОПЕРАТОРОВ

БЛОК_ОПЕРАТОРОВ

Loop Until УСЛОВИЕ

Оператор Do W hile…Loop обеспечивает многократное повторение блока операторов до тех пор, пока УСЛОВИЕ соблюдается, а оператор



Другие новости

Темы: «Программы типа ветвление и цикл на Бейсике, работа

с массивами».

Задание состоит из нескольких частей:

- прочитайте лекционный материал по теме (с. 1-5) и разберите примеры;

- выполните задание 1 (с. 5);

- прочитайте лекционный материал по теме (с. 6-8) и разберите примеры;

- выполните задание 2 (с. 8-9 );

- прочитайте лекционный материал по теме (с. 9-14) и разберите примеры;

- выполните задание 3 (с. 14);

- познакомьтесь с понятием «матрица» и примерами работы с матрицами (с. 15-17).

Решенные задания пришлите на электронный адрес школы, в письме в

разделе «Тема» укажите «Кавериной Н. Е информатика». В начале текста

письма укажите свою фамилию, класс, дату выполнения задания и

номера заданий (13 - 1 7 ). Задания копируйте, а затем записывайте ответы.

ВНИМАНИЕ! Задание должно быть сдано до 12 января .

Ветвление в алгоритмах и программах.

Просмотрите лекционный материал по данной теме, разберите примеры,

если будут вопросы – задайте их в письме.

Разветвляющий алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Во многих случаях требуется, чтобы при одних условиях выполнялась одна последовательность действий, а при других - другая.

Вся программа состоит из команд (операторов). Команды бывают простые и составные (команды, внутри которых встречаются другие команды). Составные команды часто называют управляющими конструкциями. Этим подчеркивается то, что эти операторы управляют дальнейшим ходом программы.

Рассмотрим запись условного оператора на языке Basic.

Простая форма оператора выглядит следующим образом:

IF <УСЛОВИЕ> THEN <ОПЕРАТОР>

IF <УСЛОВИЕ>
<ОПЕРАТОР 1>
<ОПЕРАТОР 2>

<ОПЕРАТОР
N > END IF

Если условие справедливо , то программа выполняет тот оператор, который стоит после ключевого слова THEN (или серию операторов от ключевого слова THEN до END IF ), и дальше руководствуется обычным порядком действий. Если условие не выполняется , то оператор, стоящий после THEN (или серия операторов от THEN до END IF ) не выполняется , и программа сразу переходит к обычному порядку действий.
Конструкция IF...THEN позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить оператор, либо пропустить этот оператор.
Конструкция IF...THEN...END IF позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить группу операторов, либо пропустить эту группу операторов.

Условия - еще один тип логических выражений. В них используются следующие операторы сравнения :

больше или равно

меньше или равно

Справа и слева от знака сравнения должны стоять величины, относящиеся к одному типу. В результате сравнения получается логическая величина, имеющее значение ИСТИНА (TRUE) или ЛОЖЬ (FALSE).

Пример:
5<7 - ИСТИНА;
8=12 - ЛОЖЬ (проверяем равно ли 8 12, именно проверяем, а не утверждаем, что 8=12 );

Предыдущие конструкции позволяли обойти или выполнить серию оператор в зависимости от справедливости условия. Это еще не было ветвлением. Чтобы вычисления могли разветвляться по нескольким направлениям, служит конструкция IF...THEN...ELSE...END IF .

IF <УСЛОВИЕ> THEN
<ОПЕРАТОРЫ 1>
ELSE
<ОПЕРАТОРЫ 2>
END IF

Если условие справедливо (ИСТИНА), то выполняются <операторы 1> (стоящие между THEN и ELSE ), а <операторы 2> (стоящие между ELSE и END IF ) будут пропущены.
Если условие не справедливо (ЛОЖЬ), то <операторы 1> игнорируются и выполняются <операторы 2>.

IF - если, THEN - тогда, ELSE - иначе.

Если в комнате темно, тогда надо включить свет.

Если пойдет дождь, тогда надо взять зонтик,
иначе , зонтик не брать.

Пример: Проверить, равно ли введенное число некоторому значению, и в случае равенства выдать на экран сообщение о равенстве чисел.

REM сравнить число с каким-то значением
INPUT "Введите а", а
IF a=7 THEN PRINT "Числа равны"
END

После запуска программы проверяется, равно ли введенное значение семи или нет. Если равно, то на экран выводится сообщение "Числа равны".

Пример: Определить большее из двух чисел, вывести его на экран, затем - увеличить его в двое и вывести результат на экран.


INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
IF a>b THEN
PRINT "Большее число: ", a
с=2*a
ELSE
PRINT "Большее число: ", b
с=2*b
END IF
PRINT "результат: ", c
END

Сначала программа запрашивает оба числа, затем проверяет условие a>b. Если условие верно, то на экран выводится число a, затем это число удваивается. Иначе на на экран выводится число b, затем число b удваивается. В завершении на экран выводится удвоенное значение большего числа.

Обратите внимание: программа имеет один недостаток - не учитывается тот случай, когда введенные числа равны. Исправим это, использовав вложение одного условия в другое.

REM определить большее из двух чисел...
INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
IF a=b TNEN
PRINT "Числа равны"
с=2*a
ELSE
IF a>b THEN
PRINT "Большее число: ", a
с=2*a
ELSE
PRINT "Большее число: ", b
с=2*b
END IF
END IF
PRINT "результат: ", c
END

В этой программе два условных оператора, первым проверяется условие равенства чисел и, в случае его выполнения, будет выдано сообщение о равенстве чисел, если числа не равны, то проверяется второе условие...

Пример: Решение квадратного уравнения.
Решение квадратного уравнения зависит от значения дискриминанта.

REM Решение квадратного уравнения
INPUT "Введите коэффициент a: ", а
INPUT "Введите коэффициент b: ", b
INPUT "Введите коэффициент c: ", c
d=b*b-4*a*c
IF d<0 THEN
PRINT "Корней нет"
ELSE
IF d=0 THEN
x=-b/(2*a)
PRINT "корень уравнения: ", x
ELSE
x1=(-b-SQR(d))/(2*a)
x2=(-b+SQR(d))/(2*a)
PRINT "корни уравнения: ", x1, x2
END IF
END IF
END

Задание 1.

1. Напишите программу для проверки знаний таблицы умножения (один столбец по выбору). Применяйте комментарии для пояснения дальнейших действий отвечающего.

2. Заданы 3 числа (вводите их с клавиатуры с комментариями) а, в, с. Напишите программу, выбирающую и распечатывающую большее число.

3. Напишите программу для вычисления значения У, если известно:

о" встречается в тексте необходимо перебрать все буквы. При всей простоте этой программы исполнить ее человеку очень трудно, а для компьютера это задача на несколько секунд.

Циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.

Перечень повторяющихся действий называют телом цикла.

Например, на уроке физкультуры вы должны пробежать некоторое количество кругов вокруг стадиона.

Такие циклы называются - циклы со счетчиком .

На языке Basic они записываются следующим образом:

FOR Счетчик=НачЗнач TO КонЗнач
тело цикла
NEXT [Счетчик]

Параметры указанные в квадратных скобках являются не обязательными (их можно не записывать). По умолчанию шаг цикла равен одному, т. е. каждый раз после прохождения тела цикла счетчик увеличивается на единицу.

Пример: Вывести на экран все числа от 1 до 100. Для этого можно было бы написать следующую программу:

REM Вывод чисел от 1 до 100
PRINT 1
PRINT 2
PRINT 3
PRINT 4
PRINT 5
PRINT 6
PRINT 7
...
PRINT 98
PRINT 99
PRINT 100
END

Всего каких-то 102 строчки:-). Хотя эту же программу можно написать намного короче:

REM Вывод чисел от 1 до 100
FOR I=1 TO 100
PRINT I
NEXT
END

Немного исправив программу можно сделать, чтобы она выводила все числа от a до b.

REM Вывод чисел от a до b
a=55
b=107
FOR I=a TO b
PRINT I
NEXT
END

В этом случае счетчик при первом прохождении цикла принимает значение переменной a, после чего выполняются операторы до ключевого слова NEXT. После этого счетчик увеличивается на единицу и сравнивается со значение переменной b, если счетчик меньше, то цикл выполняется еще.

Легко сделать чтобы программа выводила числа в обратном порядке. Для этого шаг цикла должен быть равен -1 (минус один). В этом случае значение счетчика каждый раз после прохождения цикла будет уменьшено на единицу.

REM Вывод чисел от b до a
a=55
b=107
FOR I=b TO a STEP -1
PRINT I
NEXT
END

Пример: Вычислить сумму двухзначных натуральных чисел.

REM Вычислить сумму двухзначных натуральных чисел
FOR I=10 TO 99
s=s+I
NEXT
PRINT "Результат = ",s
END

Программа перебирает числа от 10 до 99 каждый раз выполняя действия s=s+I . С точки зрения математики это совершенно бессмысленная запись, но рассмотрим её внимательней.
Процесс решения вычислительной задачи - это процесс последовательного изменения значений переменных. В итоге - в определенных переменных получается результат. Переменная получает определенное значение в результате присваивания . Вы помните, что присваивание - это занесение в ячейку, отведенную под переменную, определенного значения в результате выполнения команды.
В результате операции а=5 переменная а получает значение 5.
В результате операции с=a+b переменная с получает значение равное сумме значений переменной а и b .
В результате операции s=s+I переменная s получает значение равное сумме предыдущего значения переменной s и значения переменной I . Т. е., если до операции присваивания значение s было равно 5, а переменной I равно 3, то после операции значение переменной s будет равно 8 (5+3, старое значение s + значение I ).
Значит после выполнения нашей программы в переменной s будет хранится сумма всех двузначных чисел от 10 до 99.

REM Вычислить факториал числа
a=5
f=1
FOR I=1 TO a
f=f*I
NEXT
PRINT f
END

Вы, конечно, заметили, что до начала цикла мы присвоили переменной f значение равное единице. Иначе бы мы получили в результате ноль.

Задание 2.

1. Используя оператор FOR … NEXT, напишите программу расчета и вывода на печать значения функции Y=5/X при изменении аргумента Х от -5 до +5 с шагом 0,5.

2. Используя оператор FOR … NEXT, напишите программу которая вычеслит сумму первых 10 целых чисел и выдете результат на экран.

3. Напишите результат выполнения программы:

10 FOR X=1.5 TO 0 STEP -0.5

Массивы . Одномерные массивы.

При работе с большим числом данных одного типа очень удобно использовать массивы.

Итак, что же такое массивы...
Массив, это разновидность переменной. Он дает возможность хранить сколько угодно значений под одним и тем же именем. К каждому конкретному значению массива, необходимо обращаться через числовой индекс.

Массив - это набор переменных, имеющих одинаковое имя (идентификатор), но различающихся порядковыми номерами (индексами).

Обычно массивы применяют для группировки переменных, имеющих много общих свойств. Например, если в классе 30 учеников, то имя каждого ученика можно было бы сохранить в отдельной строковой переменной: name1, name2, ... Но вводить 30 новых переменных крайне неудобно. Можно сделать проще: объявить один массив name(), имеющий 30 элементов. В скобках проставляется индекс когда надо обратиться к какому-то конкретному элементу.

Отсчет элементов массива во многих языках начинается с нуля. Поэтому имя первого (по классному журналу) ученика будет храниться в переменной name(0), второго - в переменной name(1), а последнего (тридцатого) - в переменной name(29).

Для того чтобы использовать массив его надо сначала объявить в программе. Для этого используют оператор DIM . По умолчанию (если нет оператора DIM в программе) считается заданным массив из 10 элементов.

DIM a(100) AS INTEGER
Это массив из ста элементов, каждый из которых может быть целым числом.
DIM name(30) AS STRING
DIM mas(20)
Это массив из 20 элементов, тип переменных явно не указан.

DIM mas1(10) AS INTEGER

Обращение к элементам массива:

a(24)
name(5)
mas(2)
mas(3)

Основное преимущество массивов перед обычным набором разноименных переменных состоит в том. что индекс нужного элемента можно записывать не числом, а переменной или даже вычислять по выражению. Это дает возможность использовать массивы внутри циклов - собственно для этого они и были придуманы. Если в программе есть массив, то, скорее всего, в ней же вы найдете и цикл.

Можно также объявить массив и таким образом:

DIM mas2(1 TO 10) AS INTEGER

или даже так:

DIM a2(5 TO 10) AS INTEGER

В чем отличие? В том что данном случае индексация элементов массива начинается не с нуля, а с нужного вам индекса (в примере массив mаs2 имеет индексы от 1 до 10, массив а2 - от 5 до 10).

Допустим в классе 30 учеников. Предположим, что для хранения их оценок по предмету создан массив DIM mark(30) AS INTEGER . Следующая программа, поставит каждому учащемуся случайную оценку от 3 до 5. Конечно, так расставлять оценки нельзя, но этот пример показывает, что программа не становиться сложнее, если в классе не 30 учеников, а сто пятьдесят миллионов. Сочетание массивов и циклов позволяет достичь удивительной простоты.

REM Выставление оценок:)
DIM mark(30) AS INTEGER
FOR I=0 TO 29
mark(I)=3+INT(RND*3)
NEXT
END

Для создания случайных чисел в языке Basic служит стандартная функция RND . Она создает случайное число в диапазоне от 0 до 1. Умножив его на 3, мы получаем случайное число от 0 до 3. А взяв от него целую часть (с помощью функции INT), получим целое случайное число в диапазоне от 0 до 2. Прибавив к нему число 3, мы поучаем случайную оценку, которая не меньше 3 и не больше 5.

Пример: Составить программу заполнения массива из 15 элементов случайными числами в диапазоне от 1 до 10. Предусмотреть вывод массива на экран.


DIM mas(15) AS INTEGER
FOR I=0 TO 14
mas(I)=1+INT(RND*10)
NEXT
CLS
PRINT "Вывод массива"
FOR I=0 TO 14
PRINT mas(I);
NEXT
END

CLS - очистка экрана. Точка с запятой (;) в операторе PRINT позволяет выводить элементы массива в строку.

Тоже самое задание, но отличающиеся объявлением массива:

REM Заполнение и вывод массива
DIM mas(1 TO 15) AS INTEGER
FOR I=1 TO 15
mas(I)=1+INT(RND*10)
NEXT
CLS
PRINT "Вывод массива"
FOR I=1 TO 15
PRINT mas(I);
NEXT
END

Всё очень просто. Какой из вариантов использовать решать вам.

Пример: Вывести количество отрицательных элементов массива.

REM Вывести количество отрицательных элементов

DIM mas(n) AS INTEGER
FOR I=0 TO n-1

NEXT
CLS
PRINT "Вывод массива"
FOR I=0 TO n-1
PRINT mas(I);
NEXT
FOR I=0 TO n-1
IF mas(I)<0 THEN k=k+1
NEXT
PRINT
PRINT "Число отрицательных элементов: ",k
END

Подсчет количества отрицательных элементов массива происходит в цикле:
FOR I=0 TO n-1
IF mas(I)<0 THEN k=k+1
NEXT

Пример: Составить программу для вычисления наибольшего элемента массива и его номера.

REM вычисления наибольшего элемента массива и его номера
INPUT "Введите число элементов массива", n
DIM mas(n) AS INTEGER
FOR I=0 TO n-1
INPUT "Введите элемент массива", mas(I)
NEXT
CLS
PRINT "Вывод массива"
FOR I=0 TO n-1
PRINT mas(I);
NEXT
max=mas(0)
nomer=1
FOR I=0 TO n-1
IF mas(I)>max THEN
max=mas(I)
nomer=I+1
END IF
NEXT
PRINT
PRINT "Максимальный элемент: ", max, " с номером ", nomer
END

Задание выполняется в строчках:
max=mas(0)
nomer=1
FOR I=0 TO n-1
IF mas(I)>max THEN
max=mas(I)
nomer=I+1
END IF
NEXT Вначале примем за наибольший элемент - первый элемент массива mas(0) . Затем перебирая все элементы по очереди сравниваем их со значение max и если mas(I)>max , то принимаем этот элемент за наибольший.

Пример: составить программу сортировки массива по возрастанию.

REM сортировка массива
INPUT "Введите число элементов массива", n
DIM mas(n) AS INTEGER
FOR I=0 TO n-1
mas(I)=1+INT(RND*10)
NEXT
CLS
PRINT "Вывод массива"
FOR I=0 TO n-1
PRINT mas(I);
NEXT
REM сортировка массива
FOR I=0 TO n-2
FOR J=I+1 TO n-1
IF mas(I)>mas(J) THEN
REM если нашли меньший элемент, то обменяем их местами
a=mas(I)
mas(I)=mas(J)
mas(J)=a
END IF
NEXT J
NEXT I
REM конец сортировки массива
PRINT
PRINT "Вывод отсортированного массива"
FOR I=0 TO n-1
PRINT mas(I);
NEXT
END

Иногда для ввода данных удобно использовать операторы DATA и READ .
DATA указывает значения для чтения последующими операторами READ . READ считывает эти значения и присваивает их переменным. RESTORE позволяет READ заново считать значения в указанном операторе DATA .

DATA константы
READ переменные

Пример: ввод массива с использование оператора DATA.

REM Ввод данных из DATA
DIM mas(5) AS INTEGER
DATA 2, -4, 1, 5, 9
REM ввод массива
FOR I=0 TO 4
READ mas(I);
NEXT
REM вывод массива
FOR I=0 TO 4
PRINT mas(I);
NEXT
END

Задание 3.

1. Составьте программу для вычисления суммы и произведения элементов массива, больших 4. Массив А состоит из 15 элементов.

2. Напишите программу для нахождения минимального элемента массива В, состоящего из 20 элементов.

3. Даны массивы А и В, состоящие из 20 элементов. А) Напишите программу для получения нового массива Х, состоящего из 20 элементов, если известно, что х(I)=2*a(i)-b(i). Б) Напишите программу для получения нового массива У, состоящего из 15 элементов, если известно, что у(I)=a(i)+3*b(i).

Массивы. Двумерные массивы.

Двумерные массивы можно представить себе как таблицы, в ячейках которых хранятся значения элементов массива, а индексы элементов массива являются номерами строк и столбцов.

Объявляются двумерные массивы так же, как переменные и одномерные массивы. Например, целочисленный числовой массив, содержащий 3 строк и 4 столбца объявляется следующим образом:

DIM tabl(3 ,4) AS INTEGER

DIM tabl1(1 TO 3 ,1 TO 4) AS INTEGER

С помощью двумерного массива 9х9 и двух вложенных циклов можно легко составить программу, реализующую таблицу умножения. Сомножителями будут значения индексов строк и столбцов, а их произведения будут значениями элементов массива.

DIM tablum(1 TO 9 ,1 TO 9) AS INTEGER

REM Таблица умножения
DIM tabum(1 TO 9, 1 TO 9) AS INTEGER
REM Заполнение массива - создание таблицы умножения
FOR I=1 TO 9
FOR J=1 TO 9
tabum(I, J)=I*J
NEXT J
NEXT I

FOR I=1 TO 9
FOR J=1 TO 9
PRINT tabum(I, J);
NEXT J
PRINT
NEXT I
END

Пример: В таблице 3х4 вычислить количество отрицательных элементов, сумму четных элементов, произведение элементов второй строки.

REM вычислить количество...
DIM tabl(1 TO 3, 1 TO 4) AS INTEGER
REM Заполнение массива
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 4
INPUT "Введите элемент массива:", tabl(I, J)
NEXT J
NEXT I
REM Вывод массива на экран в виде таблицы
CLS
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 4
PRINT tabl(I, J);
NEXT J
PRINT
NEXT I
REM требуемые вычисления
k=0
s=0
p=1
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 4
IF tabl(I, J)<0 THEN k=k+1
IF tabl(I, J) MOD 2 = 0 THEN s=s+tabl(I, J)
IF I=2 THEN p=p*tabl(I, J)
NEXT J
NEXT I
PRINT
PRINT "результ:"
PRINT "отрицательных элементов: ", k
PRINT "сумма четных элементов: ", s
PRINT "произведение элементов второй строки: ",p
END

Оператор ветвления

Оператор ветвления (условного перехода) позволяет выполнять определенные команды программы в зависимости от логических условий. В языке Visual Basic оператор ветвления может использоваться в двух видах: строчном и блочном.

интернет-биржа студенческих работ">

Пример 1

Например, If a > b Then max = a Else max = b.

При необходимости выполнения нескольких операторов они разделяются двоеточиями.

Пример 2

Например, If a > 0 Then b = a + 1: c = a\2.

Блочный синтаксис предоставляет больше возможностей, является более структурированным и более читабельным.

Блочный синтаксис:

Условие – логическое выражение, которое может принимать значение True (истина), False (ложь) или Null , которое приравнивается к False . При выполнении блочного оператора ветвления проверяется условие, и, если оно истинно, выполняется оператор, следующий за Then . Если условие не истинно, проверяется условие2 , идущее за ElseIf . Когда истинное значение найдено, выполняется оператор_при_истинномусловии2, который следует за Then , после чего программа выходит за EndIf (т.е. последующие ElseIf , если они есть, не проверяются). Если истинные условия для ElseIf не найдены, выполняется операторпри_ложном_условии.

Рисунок 3. Пример блочного синтаксиса. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Оператор выбора

Оператор выбора Case выполняет определенные операторы в зависимости от множества значений проверяемого выражения или переменной. Синтаксис оператора выбора:

Рисунок 4. Синтаксис оператора выбора. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Значение – переменная или выражение, которое проверяется по одному или нескольким условиям. Список значений задается через запятую, диапазон значений задается с помощью служебного слова To (например, 5 To 9).

Пример 3

По номеру месяца в году вывести сообщение о том, к какому времени года относится указанный месяц.

В этом параграфе мы покажем, как оформляются на языке Бейсик разветвляющиеся программы. Простейшей командой, изменяющей естественный порядок выполнения программы, является команда GOTO (GO TO - "перейти к..."). Эта команда имеет вид

где N - номер строки программы. По этой команде ЭВМ переходит к выполнению команды с номером N.

Вы знакомы с двумя способами записи ветвлений - неполной и полной. Ветвление в неполной форме записывалось так:

Если Q, то: Р Конец ветвления

(здесь Q - условие, а Р - последовательность команд, которую надо выполнять в случае, когда условие верно).

Можно по-разному перевести на язык Бейсик эту форму записи. Если Р состоит из одного действия, то перевод такой:

IF Q THEN P

(слово IF означает "если", а слово THEN - "то"). Например:

10 IF X>0 THEN Y = LOG (X) 20 ...

Если значение переменной х>0, то ЭВМ вычислит ln x и присвоит результат переменной у, а затем будет выполняться команда с номером 20. Если же значение x не превосходит нуля, то сразу будет выполняться команда с номером 20.

Допустим теперь, что последовательность Р состоит из нескольких действий. Тогда сокращенная форма ветвления будет записываться сложнее. Пусть, например, в Р содержится 6 действий P 1 , ..., Р 6 , ветвление должно начинаться со 120-й строки, а следующая после ветвления команда имеет номер 150. Это означает, что в случае невыполнения условия Q надо перейти к команде 150. Поэтому запись будет такой:

120 IF NOT (Q) THEN GOTO 150

. . . . . . . . . .

Здесь NOT (Q) означает отрицание условия Q (NOT - "не"). Например, NOT (X = Y, a NOT (X = Y) означает XY.

Отметим еще, что в строках вида

IF ... THEN GOTO К

где К - номер строки, одно из слов, GOTO или THEN, можно не писать, т. е. три команды

IF ... THEN К IF ... GOTO К IF ... THEN GOTO К

означают одно и то же.

Например, алгоритм нахождения максимума из двух чисел:

Запросить А, В. Присвоить М значение А. Если М

На языке Бейсик можно записать так:

10 INPUT А,В 20 М = А 30 IF M

Тот же алгоритм можно перевести на язык Бейсик и иначе:

10 INPUT А,В 20 М = А 30 IF N0T(M

Покажем теперь, как записать на языке Бейсик команду ветвления в полной форме:

Если Q, то: Р Иначе: Т Конец ветвления.

Аналогично предыдущему, если Р и Т состоят из одного действия, то удобно переводить так:

IF Q THEN P ELSE T

(ELSE - иначе).

Если же Р или Т состоят из нескольких действий, то удобнее переводить следующим образом (для примера: пусть Р состоит из трех, Т - из четырех команд, ветвление начинается с 530-й строки, следующая за ветвлением строка имеет номер 600):

530 IF Q THEN 536 531 T 1 532 Т 2 533 Т 3 534 Т 4 535 GOTO 600 536 P 1 537 Р 2 538 Р 3 600 ...

Проверьте, что, исполняя этот фрагмент, ЭВМ выполнит команды P 1 , Р 2 , Р 3 , если условие Q выполняется, и команды Т 1 , T 2 , Т 3 , Т 4 , если Q не имеет места. А затем, после выполнения соответствующей серии команд, ЭВМ перейдет к выполнению команды, записанной в строке 600.

Рассмотрим пример программы для вычисления значения функции по следующему правилу:

10 INPUT X 20 IF Х>=2 THEN Y=SQR(X) ELSE Y=ABS(X) 30 PRINT"Y="Y 40 END

Можно было эту программу записать и так:

10 INPUT X 20 IF X>=2 THEN 50 30 Y=ABS(X) 40 GOTO 60 50 Y=SQR(X) 60 END

Составим теперь математическую модель и программу решения следующей "артиллерийской" задачи.

Задача. На заданном расстоянии от пушки находится стена. Известен угол наклона пушки и начальная скорость снаряда. Попадет ли снаряд в стену?

Сначала, как обычно, выскажем упрощающие предположения. Снаряд считаем материальной точкой, сопротивлением воздуха и размерами пушки пренебрегаем. Разумеется, мы считаем также, что выполняются законы Ньютона. Из условия задачи видно, каковы в ней исходные данные: это угол а, начальная скорость v, расстояние до стены S и высота стены h. Результатом является одно из сообщений "попал" или "не попал". Начальные данные подчиняются естественным ограничениям: 00, h>0, 0

Значит, нам надо вывести формулу для определения L. Как вы знаете из курса физики, перемещения снаряда по горизонтали и вертикали за время t равны, соответственно:

x = (v cos α) t; y = (v sin α) t-gt 2 /2,

где g - ускорение свободного падения (9,8 м/с 2). Определим, сколько времени понадобится снаряду, чтобы преодолеть расстояние S:

t = S/(v cos α).

Подставив это значение t в выражение для у, получим значение L:


Конечно, значение L, вычисленное по этой формуле, может оказаться и отрицательным. Это означает, что снаряд до стены не долетит. Если же L окажется больше h, то снаряд перелетит через стену. Вот математическая модель и построена.

Составим алгоритм для ВЫЧИСЛИТЕЛЯ:

Сообщить "Введите начальную скорость снаряда, расстояние до стены, высоту стены". Запросить v, S, h. Сообщить "Введите угол наклона ствола пушки". Запросить А. Если Vν≤0, то: Сообщить "Скорость должна быть положительной". Стоп. Конец ветвления. Если vν≥1000, то: Сообщить "Скорость слишком велика". Стоп. Конец ветвления. Если S≥0, то: Сообщить "Расстояние должно быть положительным". Стоп. Конец ветвления. Если h≤0, то: Сообщить "Высота стены должна быть положительной". Стоп. Конец ветвления. Если A≤0, то: Сообщить "Пушка не должна стрелять в землю". Стоп. Конец ветвления. Если А≥3,14/2, то: Сообщить "Пушка направлена не в сторону стены". Стоп. Конец ветвления. Присвоить L значение Если L>h, то: Сообщить "Снаряд не попал в стену...". Стоп. Конец ветвления. Если L

А теперь переведите этот алгоритм на язык Бейсик (мы и так сделали большую часть работы).

Вопросы

1. По какой команде можно заставить ЭВМ, не проверяя никаких условий, изменить порядок выполнения действий?

2. Как в языке Бейсик оформляется ветвление:

а) в неполной форме;

б) в полной форме?

3. Для чего нужны первые 28 строк в алгоритме решения "артиллерийской" задачи?

Задания для самостоятельного выполнения

1. Переведите на Бейсик алгоритмы решения задач 5-7 из § 8 и 1-7 из § 9.

2. Найдите и исправьте ошибки в следующей программе нахождения квадратного корня из числа:

10 INPUT X 20 IF X> = 0 THEN 30 30 PRINT SQR(X) 40 GOTO 60 50 PRINT. "Корень вычислить невозможно" 60 END

3. Злоумышленник стер команду 100 в следующей программе нахождения корней квадратного уравнения:

10 INPUT А,Б,С 20 IF А 0 THEN 50 30 PRINT "Это уравнение не квадратное" 40 STOP 50 D=B^2 - 4∗A∗C 60 IF D

4. Составьте математическую модель, алгоритм и программу на Бейсике решения следующей задачи.

Задача. Пушка стреляет в направлении движения градового облака в тот момент, когда оно проплывает над пушкой. Известен угол наклона ствола, скорость снаряда, длина и скорость облака, высота, на которой движется облако. Попадет ли снаряд в облако?

Урок №31. Составление программ с использованием операторов ветвления. Два варианта решения задач.

Ранее мы рассматривали только те алгоритмы, в которых все действия совершаются одна за другим независимо ни от чего. Такие алгоритмы называются линейными. Для них характерна форма организации действий - последовательное выполнение.

Рассмотрим алгоритмы, в которых какое-либо действие совершается в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия.

Ветвление - это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Простейшей командой, изменяющей естественный порядок выполнения программы, является команда GOTO (go to) (идти туда, перейти к…). Это команда имеет вид:

GOTO N, где N - номер строки программы

По этой команде компьютер переходит к выполнению команды с номером N.

Мы знакомы с двумя способами записи ветвлений – полной и неполной.

Ветвление в неполной форме

Вариант записи


Q – здесь условие, а P – последовательность действий, которую надо выполнять в случае, когда условие верно. Ветвление в неполной форме записывается так:

Если Q то:

Иначе - конец ветвления

Можно по разному перевести на язык BASIC эту форму записи. Если Р состоит из одного действия, то перевод такой:

(слово if означает "если", а слово then "то"). Например:

10 IF X > 0 THEN Y = LOG (X)

Если значение переменной х>0, то ЭВМ вычислит ln x и присвоит результат переменной Y, а затем будет выполняться команда с номером 20. Если же значение х не превосходит нуля, то сразу будет выполняться команда с номером 20.

Допустим теперь, что последовательность Р состоит из нескольких действий. Тогда неполная форма ветвления будет записываться сложнее.

Например: в Р содержатся 6 действий р1...р6, ветвление должно начинаться со 120 строки, а следующая после ветвления команда имеет номер 150. Это означает, что в случае невыполнения условия Q надо перейти к команде 150. в этой базовой структуре программа будет выглядеть так:

2 вариант записи:





120 IF NOT (Q) THEN GOTO 150

Здесь NOT (Q) означает отрицание условие (Q), например NOT (xy, а NOT (x=y) означает x<>y.

Отметим, что в строках вида: IF ... THEN GOTO N, где N номером строки, одно из слова GOTO или THEN можно не писать.

IF ...THEN GOTO N

Означает одно и тоже

Например, алгоритм нахождения максимума из двух чисел

2. Присвоить М, значение А

3. Если М<В, то

4. Присвоить М значение В

5. Конец ветвления

6. Сообщить М

Блок-схема



На языке BASIC:

30 IF M < B THEN M = B

Тот же алгоритм можно перевести на BASIC и иначе:

10 INPUT A, B
20 M = A

30 IF NOT M < B THEN 50

Покажите теперь, как записать на языке BASIC команду ветвления в полной форме:

Конец ветвления Да


Аналогично предыдущему, если Р и Т состоят из одного действия, то удобно переводить так:



IF Q THEN P ELSE T

Если же Р и Т из нескольких действий, то удобнее переводить следующим образом (для примера, пусть Р состоит из трех, Т - из четырех команд, ветвление начинается с 530 строки, следующая за ветвлением строка имеет номер 600).


530 IF Q THEN 536

Исполняя этот фрагмент ЭВМ выполнит команды Р1, Р2, Р3 если условие Q выполняется и команды Т1...Т4, если Q не имеет место. А затем, после выполнения соответствующей серии команд ЭВМ перейдет к выполнению команды записанной в строке 600.

Рассмотрим программы для вычисления значения функций по следующему правилу:

20 IF X>=2 THEN Y = SQR (X) ELSE Y = ABS (X)

30 PRINT "Y="; Y

можно записать эту программу и так:ё

20 IF X >= 2 THEN 50

Практическая работа №16

Тема: "Решение задач с использованием оператора IF THEN GOTO" (1 вариант)

Задание №1

Найти максимальное из двух чисел a и b

Составить алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC

Задание №2

Составить алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC. Сделать анализ показателей деятельности Кошкинского райпо за 1998г., путем сравнения суммы доходов за отчетный год So с суммой доходов за прошлый год Sn, сделать вывод. Используйте таблицу показателей.

Практическая работа №17

Тема: "Решение задач с использованием оператора IF THEN GOTO" (2вариант)

Задание №1

Составьте алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC, используя операторы REM, IF THEN GOTO. Для расчета уровня динамики, если уровень динамики рассчитывается по формуле: D = (So/Sn) * 100%

D – показатель уровня динамики

So – сумма дохода за отчетный год в тыс. руб.

Sn – сумма доходов за прошлый год в тыс. руб.

Найдите разницу: R = D-100%

Если R – величина положительная, т.е. R>0, то уровень доходов за отчетный год увеличился на R%

Если R – величина отрицательная, т.е. R <0, то уровень доходов снизился на R%

Практическая работа №18

Тема: "Решение задач с использованием оператора IF THEN ELSE" (1вариант)

Задание №1


Y = если х< 2, если х >2

Задание №2

Составить алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC для нахождения значений функции Y

Y = x 2 – если x <2

Y = 2x 2 – если x>2

Практическая работа №19

Тема: "Решение задач с использованием оператора IF THEN ELSE" (2вариант)

Задание №1

Составить алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC для решения уравнения.Используя правило математики «делить на ноль нельзя»

Y = (x+8) / (x-5), если х = 5

Задание №2

Составить алгоритм, блок-схему и программу на языке BASIC для решения уравнения. Используя правило математики «делить на ноль нельзя»

Y = (х 2 - 3х) / (х – 3) , если х = 3

Урок №36,Тема: Операторы цикла в языке BASIC. Составление программ с использованием операторов цикла

Ранее рассмотренные алгоритмы обладают общими свойствами при их выполнении каждое действие совершается один раз, но иногда необходимо один и тот же набор действий выполнять несколько раз.

Определение: циклом называется фрагмент алгоритма или программы, повторяющийся более одного раза.

Существуют циклы с заранее известным числом повторений (детермированный) и циклы, число повторений которое заранее не известно (итерационный).

Сформировать циклический процесс можно при помощи известных вам операторов IF и GOTO.

Цикл «Пока»

1. Итерационный цикл с заранее неизвестным числом вычислений

пока условие Q

повторять действие P

конец цикла

Цикл «Для каждого»

2. Детермированный цикл, когда заранее известно число повторений

Для каждого I от L до R

Для каждого I от L до R

конец цикла по I

(I – счетчик цикла, L – начальное значение счетчика, R – конечное значение, Р – тело цикла)

На языке BASIC цикл для каждого оформляется

10 FOR I = L TO R

Обычное начальное значение счетчика меньше конечного, тогда STEP >0, но бывают случаи, когда начальное значение больше конечного, тогда STEP <0

Если STEP отсутствует, то по умолчанию ЭВМ берет шаг = 1.

Цикл выполняется до тех пор, пока счетчик не достигнет конечного значения. Оператор NEXT передает управление на заголовок цикла и только при достижении конечного значения выполняется NEXT.

Практическое значение №20

Тема: Решение задач с использованием оператора цикла FOR NEXT (детермированный) для нескольких райпо с использованием таблицы показателей деятельности

Задание №1

Используя таблицу показателей деятельности райпо за 1997 год рассчитайте выработку на одного рабочего в год для нескольких райпо: В = То / Q:

Т – товарооборот

Q – численность рабочих

Составьте циклическую программу, используя операторы цикла

Решение:

Итерационный цикл с заранее неизвестным числом вычислений.

Пусть требуются неоднократные вычисления В – выработки на одного рабочего в год. Для подсчета количества вычислений значений В используйте переменную целого типа N%. До начала вычислений ее значение должно быть равно нулю, N% = 0 Для хранения ответа пользователя «Да» или «Нет» на вопрос компьютера о необходимости продолжения вычислений используйте, например, переменную Т$.


Практическое занятие №21

Тема: Решение задач с использованием операторов цикла (итерационный) для нескольких райпо с использованием таблицы показателей деятельности

Задание №1

Используя таблицу показателей деятельности райпо за 1997 год рассчитайте среднюю заработную плату на одного рабочего в год:

Sc – средняя заработная плата

F – фонд заработной платы

Q – численность рабочих

Показатели численности рабочих, фонд заработной платы возьмите из таблицы.

Составьте для решения данной задачи алгоритм, блок-схему, программу на языке BASIC, используя операторы цикла.

Практическое занятие № 22

Тема: Составление и решение задач цикл в цикле

Задание №1

Вычислите значение функции sin x в интервале от -3 до 3 с шагом 0.5

Задание №2

Вычислите N! N принять с экрана. Составить алгоритм, программу

N! = 1 * 2 * 3 …N (K=K * I)

Практическое занятие №23

Тема: «Составление и решение задач цикл в цикле с символьными переменными

Задание №1

Вычислите значение 2 в степени N, N принять с экрана

Задание №2

Вычислите функцию у на отрезке от -2 до 10 с шагом 1


Урок 42, 43. Тема: Графика в языке QBASIC

см. методическую разработку

Практическое занятие №24

Тема: «Составление линейных программ с использованием операторов графики LINE и PAINT (рисование флагов)

1. флаг Японии

20 LINE (10, 10) – (70, 50), 8, B

30 PAINT (20, 30), 7, 8

40 CIRCLE (40, 30), 10, 4

50 PAINT (40, 30), 4, 4

2. флаг Молдавии

10 LINE (10, 10) – (55, 40), 7, B

20 LINE (25, 10) – 25, 40), 7

30 LINE (40, 10) – (40, 40), 7

40 PAINT (20, 30), 9, 7

50 PAINT (30, 30), 14, 7

60 PAINT (50, 30), 4, 7

3. флаг Румынии

10 LINE (10, 50) – (55, 80), 7, B

20 LINE (25, 50,) – (25, 80), 7

30 LINE (40, 50) – (40, 80), 7

40 PAINT (20, 65), 1, 7

50 PAINT (30, 60), 14, 7

60 PAINT (50, 70), 4, 7

4. флаг Чехии

10 LINE (60, 10) – (100, 40), 7, B

20 LINE (60, 10) – (80, 25), 7

30 LINE (60, 40) – (80, 25), 7

40 LINE (80, 25) – (100, 25), 7

50 PAINT (65, 30), 1, 7

60 PAINT (80, 20), 15, 7

70 PAINT (90, 35), 4, 7

5. флаг России

10 LINE (60, 50) – (100, 80), 7, B

20 LINE (60, 50) – (100, 60), 7

30 LINE (60, 70) – (100, 70), 7

40 LINE (60, 80) – (100, 80), 7

50 PAINT (80, 55), 15, 7

60 PAINT (80, 65), 1, 7

70 PAINT (80, 75), 4, 7

6. флаг Бразилии

10 LINE (110, 10) – (150, 40), 7, B

20 LINE (115, 25) – (130, 35), 7

30 LINE (130, 15) – (115, 25), 7

40 LINE (130, 15) – (145, 25), 7

50 LINE (145, 25) – (130, 35), 7

60 CIRCLE (130, 25), 5, 7

70 PAINT (120, 15), 2, 7

80 PAINT (132, 19), 14, 7

90 PAINT (131, 26), 1, 7

7. флаг Швеции

10 LINE (10, 10) – (55, 45), 1, B

20 PAINT (30, 20), 1, 1

30 LINE (20, 10) – (25, 45), 14, B

40 PAINT (23, 20), 14

50 LINE (10, 25) – (55, 30), 14, B

60 PAINT (30, 27), 14

70 PAINT (15, 26), 14

Практическое занятие № 25

Тема: «Составление циклических программ с использованием LINE и PAINT

Задание №1.

Используя операторы графики составьте линейную программу для рисунка

Алгоритм решения

20 LINE (80, 20) - (20, 80), 4

30 LINE (160, 20) - (240, 60), 5, BF

40 LINE (80, 80) - (200, 160), 4, B

50 LINE (80, 120) - (140, 80), 3

60 LINE (140, 80) - (200, 120), 3

70 LINE (200, 120) - (140, 160), 3

80 LINE (140, 160) - (80, 120), 3

Задание №2

Для предложенного рисунка составьте линейную программу с использованием операторов графики LINE, PAINT, SCREEN

Алгоритм решения задачи

20 LINE (100, 50) - (200, 80), 2, B

30 LINE (100, 80) - (200, 110), 2, B

40 LINE (100, 110) - (200, 140), 2, B

50 LINE (100, 50) - (200, 80), 2

60 LINE (100, 110) - (200, 80), 2

70 LINE (100, 110) - (200, 140), 2

80 PAINT (180, 70), 3, 2

90 PAINT (120, 70), 4, 2

100 PAINT (120, 100), 6, 2

110 PAINT (180, 100), 7, 2

120 PAINT (180, 120), 8, 2

130 PAINT (120, 130), 9, 2

Практическое занятие №26

Тема: Составление линейных программ с использованием операторов CIRCLE и PAINT (рисование дуг, овалов)

Алгоритм решения задачи

20 CIRCLE (70, 120), 10, 14

30 CIRCLE (70, 90), 20, 4, 4.71, 1.57, 2

40 CIRCLE (70, 90), 20, 4, 1.57, 4.71, 2

50 CIRCLE (70, 150), 20, 4, 4.71, 1.57, 2

60 CIRCLE (70, 150), 20, 4, 1.57, 4.71, 2

70 CIRCLE (40, 120), 20, 4, 3.14, 6.28, .5

80 CIRCLE (40, 120), 20, 4, 6.28, 3.14, .5

90 CIRCLE (100, 120), 20, 4, 3.14, 6.28, .5

100 CIRCLE (100, 120), 20, 4, 6.28, 3.14, .5

110 CIRCLE (70, 120), 80, 2, 6.28, 1.57, 4

Практическое занятие №27

Тема: Составление циклических программ с использованием операторов CIRCLE и PAINT

Для предложенного рисунка составьте линейную программу с использованием операторов графики CIRCLE, PAINT, SCREEN

Алгоритм решения задачи

20 CIRCLE (220, 140), 80, 1, 6.28, 3.14

30 CIRCLE (160, 140), 20, 1, 6.28, 3.14, .5

40 CIRCLE (200, 140), 20, 1, 6.28, 3.14, .5

50 CIRCLE (240, 140), 20, 1, 6.28, 3.14, .5

60 CIRCLE (280, 140), 20, 1, 6.28, 3.14, .5

70 CIRCLE (180, 100), 10, 5

80 CIRCLE (220, 90), 10, 7

90 CIRCLE (220, 120), 10, 6,

100 CIRCLE (270, 110), 10, 11

110 LINE (220, 140) - (220, 180), 1

120 CIRCLE (210, 180), 10, 1, 3.14, 6.28

Практическое занятие №28

Тема: Составление линейных программ с использованием операторов DRAW и PAINT

Для предложенных рисунков составьте линейные программы с использованием операторов графики DRAW, PAINT, SCREEN

Алгоритм решения задачи

20 DRAW "C5 BM 10,80 D70 R10 D10 R10 D10 R10 D10 R60 U10 R50 U10 R10 U10 R10 U50 L10 U20 L20 U20 R20 U10 R20 U10 L30 U10 L10 U10 L30 D10 L10 D10 L10 D20 R10 D10 R10 D20 L60 D10 L20 U10 L10 U10 L10"

30 DRAW "C14 BM 130,50 U10 R10 D10 L10"

20 DRAW "C12 BM 110,90 D60 R20 U30 R20 D70 L20 D20 R40 U70 R10 D70 R40 U20 L20 U70 R20 D30 R20 U60 L50 U20 R20 U40 L70 D40 R20 D20 L50"

30 DRAW "C12 BM 140,30 E10 R70 G10"

40 DRAW "C12 BM 220,30 D40 G10"

50 DRAW "C12 BM 110,90 E10 R40"

60 DRAW "C12 BM 200,70 D10 G10"

70 DRAW "C12 BM 200,80 R50 G10"

80 DRAW "C12 BM 250,80 D60, G10"

90 DRAW "C12 BM 210,120 D60 G10"

100 DRAW "C12 BM 210,180 R20 D20 G10"

110 DRAW "C12 BM 230,180 G10"

120 DRAW "C12 BM 140,120 D20, G10"

130 DRAW "C12 BM 130,190 E10 R10"

140 DRAW "C12 BM 170,210 E10"

Практическое занятие №29

Тема: Составление линейных программ с использованием операторов DRAW и PAINT, CIRCLE, LINE

Для предложенных рисунков составьте линейные программы с использованием операторов графики DRAW, PAINT, CIRCLE, LINE, SCREEN

Алгоритм решения задачи

"Крокодил"

20 DRAW "C2 BM 10,60 D5 F5 E5 F5 E5 F5 E5 F5 E5 R5 D10 H5 G5 H5 G5 H5 G5 H5 G5 D5 R40 G5 R10 E5 R30 G5 R10 E5 R30 E40 L15 G5 L5 D5 L5 G10 L20 H5 G5 H5 G5 H5 G5 L15 H10 D10 L40 H5 G5"

30 CIRCLE (65,60), 2,4

10 DRAW "C9 BM30,40 D40 R20 D70 R30 U20 L20 U20 R30 D40 R30 U20 L10 U40 R10 D10 R20 D10 R20 U10 R20 U10 R10 U60 L10 D10 L10 D10 L10 D10 L40 U10 L10 U10 L10 D50 L60 U50 R10 U10 R20 U10 L30 D10 L10 D10 L10 D10 L10"

20 CIRCLE (140, 70), 7, 5

30 CIRCLE (180, 70), 7, 5

40 CIRCLE (160, 80), 5, 15, 6.28, 3.14, .5

50 CIRCLE (160, 80), 5, 15, 3.14, 6.28, .5

60 CIRCLE (160, 100), 7, 4

70 PSET (160, 100)

Практическая работа №30

Тема: Составление циклических программ с использованием операторов графики (RND)

"Окружности"

10 PRINT "круги"

20 INPUT "введите количество окружностей"; n

30 CLS: SCREEN 7

50 X = RND * 300

60 Y = RND * 180

90 CIRCLE (x, y), r, c

100 PAINT (x, y), c, c

10 PRINT "точки"

20 INPUT "введите количество точек"; n

30 CLS: SCREEN 7

50 X = RND * 300

60 Y = RND * 180

80 PSET (x, y), C

10 PRINT "Линии"

20 INPUT "введите количество линий"; n

30 CLS: SCREEN 7

50 X = RND * 300

60 Y = RND * 180

"Прямоугольники"

10 PRINT "прямоугольники"

20 INPUT "введите количество прямоугольников"; n

30 CLS: SCREEN 7

50 X = RND * 300

60 Y = RND * 180

80 LINE (x1, y1) - (x2, y2), C

Практическое занятие №31

Тема: Составление программ с ветвлением и циклом для операторов графики (LINE, PAINT)

Практическое занятие №32

Тема: Составление программ с ветвлением и циклом для операторов графики (CIRCLE и PAINT)

Практическое занятие №33

Тема: Построение графиков функций квадратной и кубической парабол

"Квадратная парабола"

WINDOW (-10, 10)-(10, -10)

LINE (-10, 0)-(10, 0)

LINE (0, 10)-(0, -10)

FOR X = -10 TO 10 STEP .01

"Кубическая парабола"

WINDOW (-10, 10)-(10, -10)

LINE (-10, 0)-(10, 0)

LINE (0, 10)-(0, -10)

FOR X = -10 TO 10 STEP .01

Практическое занятие №34

Тема: Построение графиков тригонометрических функций

Задание №1

Построить графики тригонометрических функций

Алгоритм решения задачи:

20 WINDOW (-10, 10)-(10, -10)

30 LINE (-10, 0)-(10, 0)

40 LINE (0, 10)-(0, 10)

50 FOR X = -10 TO 10 STEP .01

70 PSET (X, Y), 4

90 FOR X = -10 TO 10 STEP .01

110 PSET (X, Y), 10

130 FOR X = -10 TO 10 STEP .01

150 PSET (X, Y), 6

Задание №2

Построить графики функций y = x^2, y = x ^3, при у = х, если х >=0

y = , если х <0

Алгоритм решения задачи:

20 WINDOW (-10, 10)-(10, -10)

30 LINE (-10, 0)-(10, 0)

40 LINE (0, 10)-(0, -10)

50 FOR x = -10 TO 10 STEP .01

70 PSET (x, y), 15

90 FOR x = -10 TO 10 STEP .01

100 y = x ^ 3140 IF x >= 0 THEN y = SQR(x) ELSE y = -x

150 PSET (x, y), 2

110 PSET (x, y), 3

130 FOR x = -10 TO 10 STEP .01

Практическое занятие №35

Тема: Составление линейных программ и блок-схем (подготовка к зачетному занятию)

Практическое занятие №36

Тема: Операторы ветвления, циклы, графики. Составление программ (подготовка к зачетному занятию)

Практическое занятие №37

Зачетное занятие

Вопросы для подготовки к зачетному занятию:

1. Программа облочка NC, основное назначение (NORTON COMMANDER)

2. Понятие каталога, имя каталога, правила задания имен каталогов.

3. Понятие файл, имя файла, правила задания имен файла.

4. Имена дисководов, правила задания имен для дисководов.

5. Алгоритмизация. Понятие алгоритма. Основные свойства алгоритмов.

6. Язык программирования BASIC, поколения языка. Алфавит языка, основные языковые конструкции.

7. Правила записи операций с переменными из программирования BASIC.

8. Правила представления тригонометрических функций. Правила представления чисел в BASIC.

9. Основные команды языка программирования BASIC. Действия "присвоить", "запросить", "пусть", правила записи с комментарием и без комментариев.

10. Символьные переменные и операции с ними (сложение двух слов, операции выделения части слова MID$ (...a,b).

11. Блок-схемы. Линейные, разветвляющиеся и циклические (цикл "До", цикл "Пока" и цикл с "Параметром").

12. Операторы ветвления IF ...THEN ... ELSE два варианта записи.

13. Операторы ветвления IF ... THEN... GOTO два варианта записи.

14. Понятие цикл. Виды циклов (итерационные, детермированные).

15. Операторы цикла искусственный цикл. Цикл с параметрами (FOR ... NEXT...WHILE).

16. Операторы графики. Операторы рисания точки.

17. Оператор рисования отрезка.

18. Оператор рисования прямоугольника и квадрата.

19. Оператор рисания закрашенного прямоугольника.

20. Оператор рисования окружности.

21. Оператор рисования эллипса сжатого по оси х.

22. Оператор рисования эллипса сжатого по оси у.

23. Оператор закрашивания внутренней поверхности.

24. Оператор вычерчивания дуг.

25. Оператор рисования пером.

26. Построение графиков функций тригонометрических и арифметических.

Урок №58 Тема: ОС WINDOWS. Основные понятия


Close