Введение

1. Теоретическая часть

1.1.1 Процедуры и функции

1.1.2 Модули

1.1.3 Открытые массивы и строки

1.1.4 Нетипизированные параметры

1.2 Объектно-ориентированное программирование

Заключение

Список литературы

Введение

На заре развития программирования (в историческом смысле это было совсем недавно) компьютерная программа рассматривалась как результат научного творчества и искусства. Программистов было совсем немного, а их труд считался сродни волшебству. В настоящее время ситуация изменилась: к программе подходят к результату сложного технологического процесса, а программисты – это прежде всего настоящие профессионалы своего дела, искусные, т.е. квалифицированные, мастера.

В курсовой работе поставлена задача рассмотреть в теоретической части разработку программных средств для решения экономических задач, а именно рассмотреть модульное и объектно-ориентированное программирование, рассмотреть функции и назначения каждого из типа программирования. В практической части поставлены следующие задачи:

1. Построить таблицы по приведенным данным.

2. Выполнить расчет отклонения фактических показателей от плановых в абсолютной и относительной форме, подвести итоги.

3. Результаты представить в виде консолидированной таблицы.

4. Сформировать и заполнить форму сводной ведомости.

5. Результаты представить в графическом виде.

Объектом изучения является модульное и объектно-ориентированное программирование.

1. Теоретическая часть

1.1 Модульное программирование

Большие программы обычно разрабатывают и отлаживают по частям. Целесообразно при этом, каждая такая часть, называемая подпрограммой, была оформлена так, чтобы ее можно было использовать при решении аналогичной подзадачи в той же программе или даже при решении других задач. В BorlandPascal реализованы два типа подпрограмм: процедуры и функции.

1.1.1 Процедуры и функции

Процедуры и функции представляют собой относительно самостоятельные фрагменты программ, соответствующим образом оформленные и снабженные именем (программные блоки). По правилам BorlandPascal программные блоки – такие же ресурсы, как типы и переменные. Соответственно, они также должны быть описаны перед использованием в разделе описаний программного блока, который их использует (основной программы или вызывающей подпрограммы). Каждый блок имеет такую же структуру, как основная программа, т.е. включает заголовок, раздел описаний и раздел операторов, но заканчивается не точкой, а точкой с запятой.

Заголовок блока определяет форму вызова программы. В разделе описаний блока объявляют внутренние локальные ресурсы блока (переменные, типы, внутренние подпрограммы). Раздел операторов содержит инструкции подпрограммы в операторных скобках begin … end.

Заголовки процедур и функций описываются по-разному. В отличие от процедуры функция всегда возвращает в точку вызова скалярное значение, адрес или строку. Тип возвращаемого результата описывается в заголовке функции.

Данные для разработки процедуры и функции получают из вызвавшей их основной программы. Для размещения рабочих полей подпрограммы могут объявлять новые типы и переменные в собственном разделе описаний. Результаты же они обычно должны возвращать вызвавшей программе или подпрограмме.

Из основной программы данные могут быть получены:

· Неявно – с использованием глобальных констант и переменных;

· Явно – через параметры.

Неявная передача данных в подпрограммы. Каждой подпрограмме доступны все ресурсы программного блока, в разделе описаний которого эта подпрограмма объявлена. Ресурсы же основной программы доступны в любой подпрограмме. Они получили название глобальных.

В свою очередь локальные ресурсы, объявлены в разделе описания подпрограммы, из программного блока, в разделе описания которого она определена, не доступны. В том случае, если в подпрограмме объявляется ресурс, имя которого совпадает с именем глобального ресурса, соответствующий глобальный ресурс в подпрограмме становится не доступным, «перекрывается».

Передача данных через параметры. Список параметров описывается в заголовке подпрограммы. Параметры, перечисленные в этом списке, получили название формальных, так как для их размещения не отводится память. При обращении к подпрограмме для каждого параметра должно быть указано фактическое значение – литерал, константа или переменная того же типа, что и формальный параметр. Несоответствие типов и количества формальных и фактических параметров выявляется компилятором (или компоновщиком, если вызов подпрограммы происходит из другого модуля). Нарушение порядка следования фактических параметров, если это нарушение не связано с несовпадением количества параметров или их типов, приводит к нарушению логики работы программы и часто может быть обнаружено только при тестировании программы.

В BorlandPascal параметры в подпрограмму могут передаваться тремя способами:

· Как значения – в подпрограмму передаются копии значений параметров, и никакие изменения этих копий не возвращаются в вызывающую программу;

· Как переменные – в программу передаются адреса фактических параметров, соответственно все изменения этих параметров в подпрограмме на самом деле происходят с переменными, переданными в качестве фактических параметров; такие параметры при описании помечаются служебным словом var; в качестве фактических значений параметров – переменных нельзя использовать литералы;

· Как изменяемые переменные (именованные константы) – в подпрограмму, так же как и в предыдущем случае, передаются адреса фактических параметров, но при попытке изменить значение параметра компилятор выдает сообщение об ошибке; такие параметры при описании помечаются служебным словом const.

Вызов процедур и функций. И процедура, и функция, используя параметры – переменные, могут изменять значения переменных основной программы. Но как отмечалось выше, функция отличается от процедуры тем, что кроме изменения значений параметров-переменных всегда возвращает в точку вызова скалярное значение, строку или указатель. Поэтому в теле функции обязательно наличие специальной переменной с именем функции, которой должно присваиваться значение. Именно это значение и будет возвращено в место вызова функции в качестве его результата. Вызов функции, таким образом, можно осуществлять в составе выражений везде, где возможно использование выражений (в операторе присваивания, в операторе вывода и т.д.), например:

< переменная> :=< имя функции> (< фактические параметры> ).

Процедура же должна вызываться отдельным оператором, состоящим из имени процедуры и списка фактических параметров.

Вызов процедуры и функции по-разному изображается на схеме алгоритма: вызов функции – в блоке «процесс» или блоке вывода, а для вызова процедуры используется специальный блок «предопределенный процесс». Схемы алгоритмов же самих подпрограмм в обоих случаях оформляются отдельно, причем вместо слова «начало» указывают имя подпрограммы, а вместо слова «конец» - указывают слово «возврат» или «return».

При разработке больших программ целесообразно часть подпрограмм и других ресурсов, таких, как переменные, константы, описания типов, собирать вместе и компилировать отдельно от основной программы в виде библиотек ресурсов или модулей.

Модуль это автономно компилируемая коллекция программных ресурсов, предназначенная для использования другими модулями и программами.

Все ресурсы модуля делятся на две группы: внешние – предназначенные для использования другими программными единицами, и внутренние – рабочие ресурсы данного модуля.

Структура модуля выглядит следующим образом:

Unit < имя модуля>

Interface

<интерфейсная секция>

[ Begin

<секция инициализации>]

End .

Имя модуля должно совпадать с именем файла, в котором он содержится. Результат компиляции модуля помещается в файл с тем же именем и расширением.tpu.

Примечание. Среда языка BorlandPascal предусматривает три режима компиляции программы, использующей модули:

· Compile – компилируется только основная программа, все модули должны быть предварительно откомпилированы в файлы <имя модуля> .tpu и размещены либо в текущем каталоге, либо в одном из каталогов, указанных как источники файлов.tpu в настройках среды;

· Make – модули, для которых не обнаружены файлы.tpu, компилируются из соответствующих файлов.pas, которые должны находиться в текущем каталоге или в каталогах, указанных в настройках среды в качестве источников исходных файлов модулей;

· Build – все ранее откомпилированные модули.tpu игнорируются и все модули компилируются из своих исходных файлов заново.

В процессе отладки модулей целесообразно использовать режим Build, а при отладке программы – режим Compile

Интерфейсная секция содержит объявление ресурсов (в том числе заголовки подпрограмм), к которым возможны обращения извне.

Секция реализации содержит описание подпрограмм, объявленных в интерфейсной секции, и описание внутренних ресурсов модуля (локальных переменных, типов, подпрограмм). Обращение к этим ресурсам возможно только из подпрограмм, описанных в том же модуле.

Секция инициализации содержит операторы, которые выполняют следующие действия, необходимые для нормальной работы процедур модуля (например, открываются файлы, инициализируют некоторые переменные и т.п.). Операторы секции инициализации выполняются один раз (при подключении модуля) до начала выполнения основной программы. Эта секция в модуле может отсутствовать.

При проектировании достаточно сложного программного обеспечения после определения его общей структуры выполняют декомпозицию компо­нентов в соответствии с выбранным подходом до получения элементов, ко­торые, по мнению проектировщика, в дальнейшей декомпозиции не нужда­ются.

Как уже упоминалось раньше, в настоящее время используют два спосо­ба декомпозиции разрабатываемого программного обеспечения, связанные с соответствующим подходом:

Процедурный (или структурный - по названию подхода);

Объектный.

Результатом процедурной декомпозиции является иерархия подпро­грамм (процедур), в которой функции, связанные с принятием решения, реализуются подпрограммами верхних уровней, а непосредственно обработ­ка - Подпрограммами нижних уровней. Это согласуется с принципом верти­кального управления, который был сформулирован вместе с другими рекомендациями структурного подхода к программированию. Он также ограни­чивает возможные варианты передачи управления, требуя, чтобы любая под­программа возвращала управление той подпрограмме, которая ее вызвала.

Результатом объектной декомпозиции является совокупность объектов, которые затем реализуют как переменные некоторых специально разрабаты­ваемых типов (классов), представляющих собой совокупность полей данных и методов, работающих с этими полями.

Таким образом, при любом способе декомпозиции получают набор свя­занных с соответствующими данными подпрограмм, которые в процессе ре­ализации организуют в модули.

Модули. Модулем называют автономно компилируемую программную единицу. Термин «модуль» традиционно используется в двух смыслах. Пер­воначально, когда размер программ был сравнительно невелик, и все подпро­граммы компилировались отдельно, под модулем понималась подпрограмма, т. е. последовательность связанных фрагментов программы, обращение к которой выполняется по имени. Со временем, когда размер программ значи­тельно вырос, и появилась возможность создавать библиотеки ресурсов: кон­стант, переменных, описаний типов, классов и подпрограмм, термин «мо­дуль» стал использоваться и в смысле автономно компилируемый набор про­граммных ресурсов.

Данные модуль может получать и/или возвращать через общие области памяти или параметры.

Первоначально к модулям (еще понимаемым как подпрограммы) предъ­являлись следующие требования:

Отдельная компиляция;

Одна точка входа;

Одна точка выхода;

Соответствие принципу вертикального управления;

Возможность вызова других модулей;

Небольшой размер (до 50-60 операторов языка);

Независимость от истории вызовов;

Выполнение одной функции.

Требования одной точки входа, одной точки выхода, независимости от истории вызовов и соответствия принципу вертикального управления были вызваны тем, что в то время из-за серьезных ограничений на объем опера­тивной памяти программисты были вынуждены разрабатывать программы с максимально возможной повторяемостью кодов. В результате подпрограм­мы, имеющие несколько точек входа и выхода, были не только обычным яв­лением, но и считались высоким классом программирования. Следствием же было то, что программы было очень сложно не только модифицировать, но и понять, а иногда и просто полностью отладить.



Со временем, когда основные требования структурного подхода стали поддерживаться языками программирования, и под модулем стали понимать

отдельно компилируемую библиотеку ресурсов, требование независимости модулей стало основным.

Практика показала, что чем выше степень независимости модулей, тем:

Легче разобраться в отдельном модуле и всей программе и, соответственно, тестировать, отлаживать и модифицировать ее;

Меньше вероятность появления новых ошибок при исправлении ста­рых или внесении изменений в программу, т. е. вероятность появления «волнового» эффекта;

Проще организовать разработку программного обеспечения группой программистов и легче его сопровождать.

Таким образом, уменьшение зависимости модулей улучшает техноло­гичность проекта. Степень независимости модулей (как подпрограмм, так и библиотек) оценивают двумя критериями: сцеплением и связностью.

Сцепление модулей. Сцепление является мерой взаимозависимости мо­дулей, которая определяет, насколько хорошо модули отделены друг от дру­га. Модули независимы, если каждый из них не содержит о другом никакой информации. Чем больше информации о других модулях хранит модуль, тем больше он с ними сцеплен.

Различают пять типов сцепления модулей:

По данным;

По образцу;

По управлению;

По общей области данных;

По содержимому.

Сцепление по данным предполагает, что модули обмениваются данны­ми, представленными скалярными значениями. При небольшом количестве передаваемых параметров, этот тип обеспечивает наилучшие технологичес­кие характеристики программного обеспечения.

Например, функция Мах предполагает сцепление по данным через па­раметры скалярного типа:

Function Max(a, b: integer) : integer;

If a>b then Max:=a else Max: =b;

Сцепление по образцу предполагает, что модули обмениваются данны­ми, объединенными в структуры. Этот тип также обеспечивает неплохие ха­рактеристики, но они хуже, чем у предыдущего типа, так как конкретные пе­редаваемые данные «спрятаны» в структуры, и потому уменьшается «про­зрачность» связи между модулями. Кроме того, при изменении структуры передаваемых данных Необходимо модифицировать все использующие ее модули.

Так, функция MaxEl, описанная ниже, предполагает сцепление по образ­цу (параметр а - открытый массив).

Function MaxEl(a:array of integer):integer;

Var i:word;

MaxEl:=a;

for i:=l to High(a) do

if a[i]>MaxEl then MaxEl: =a[i];

При сцеплении по управлению один модуль посылает другому некоторый информационный объект (флаг), предназначенный для управления внутрен­ней логикой модуля. Таким способом часто выполняют настройку режимов работы программного обеспечения. Подобные настройки также снижают на­глядность взаимодействия модулей и потому обеспечивают еще худшие ха­рактеристики технологичности разрабатываемого программного обеспече­ния по сравнению с предыдущими типами связей.

Например, функция MinMax предполагает сцепление по управлению, так как значение параметра flag влияет на логику программы: если функция MinMax получает значение параметра flag, равное true, то возвращает макси­мальное значение из двух, а если false, то минимальное:

Function MinMax(a, b: integer; flag: boolean): integer;

if(a>b) and (flag) then MinMax: =a

else MinMax: =b;

Сцепление по общей области данных предполагает, что модули работают с общей областью данных. Этот тип сцепления считается недопустимым, поскольку:

Программы, использующие данный тип сцепления, очень сложны для понимания при сопровождении программного обеспечения;

Ошибка одного модуля, приводящая к изменению общих данных, мо­жет проявиться при выполнении другого модуля, что существенно усложня­ет локализацию ошибок;

Например, функция МахА, использующая глобальный массив А, сцеп­лена с основной программой по общей области:

Function MaxA:integer; Var i:word;

MaxA: =a; for i:= Low(a)+l to High(a) do if a[i]>MaxA then MaxA: =a[i];

Следует иметь в виду, что «подпрограммы с памятью», действия кото­рых зависят от истории вызовов, используют сцепление по общей области, что делает их работу в общем случае непредсказуемой. Именно этот вариант используют статические переменные С и C++.

В случае сцепления по содержимому один модуль содержит обращения к внутренним компонентам другого (передает управление внутрь, читает и/или изменяет внутренние данные или сами коды), что полностью противо­речит блочно-иерархическому подходу. Отдельный модуль в этом случае уже не является блоком («черным ящиком»): его содержимое должно учитывать­ся в процессе разработки другого модуля. Современные универсальные язы­ки процедурного программирования, например Pascal, данного типа сцепле­ния в явном виде не поддерживают, но для языков низкого уровня, например Ассемблера, такой вид сцепления остается возможным.

В табл. 2.1 приведены характеристики различных типов сцепления по экспертным оценкам . Допустимыми считают первые три типа сцеп­ления, так как использование остальных приводит к резкому ухудшению тех­нологичности программ.

Как правило, модули сцепляются между собой несколькими способами. Учитывая это, качество программного обеспечения принято определять по типу сцепления с худшими характеристиками. Так, если использовано сцеп­ление по данным и сцепление по управлению, то определяющим считают сцепление по управлению.

В некоторых случаях сцепление модулей можно уменьшить, удалив не­обязательные связи и структурировав необходимые связи. Примером может служить объектно-ориентированное программирование, в котором вместо большого количества параметров метод неявно получает адрес области (структуры), в которой расположены поля объекта, и явно - дополнительные параметры. В результате модули оказываются сцепленными по образцу.

Связность модулей. Связность - мера прочности соединения функци­ональных и информационных объектов внутри одного модуля. Если сцепле­ние характеризует качество отделения модулей, то связность характеризует степень взаимосвязи элементов, реализуемых одним модулем. Размещение сильно связанных элементов в одном; модуле уменьшает межмодульные свя­зи и, соответственно, взаимовлияние модулей. В то же время помещение сильно связанных элементов в разные модули не только усиливает межмо­дульные связи, но и усложняет понимание их взаимодействия. Объединение слабо связанных элементов также уменьшает технологичность модулей, так как такими элементами сложнее мысленно манипулировать.

Различают следующие виды связности (в порядке убывания уровня):

Функциональную;

Последовательную;

Информационную (коммуникативную);

Процедурную;

Временную;

Логическую;

Случайную.

При функциональной связности все объекты модуля предназначены для выполнения одной функции (рис. 2.1, а): операции, объединяемые для вы­полнения одной функции, или.данные, связанные с одной функцией. Модуль, элементы которого связаны функционально, имеет четко определенную цель, при его вызове выполняется одна задача, например, подпрограмма по­иска минимального элемента массива. Такой модуль имеет максимальную связность, следствием которой являются его хорошие технологические каче­ства: простота тестирования, модификации и сопровождения. Именно с этим связано одно из требований структурной декомпозиции «один модуль - одна функция».

Из тех же соображений следует избегать неструктурированного распре­деления функции между модулями - библиотеками ресурсов. Например, ес­ли при проектировании текстового редактора предполагается функция редактирования, то лучше организовать модуль - библиотеку функций редактиро­вания, чем поместить часть функций в один модуль, а часть в другой.

При последовательной связности функций выход одной функции слу­жит исходными данными для другой функции (рис. 2.1, б). Как правило, та­кой модуль имеет одну точку входа, т. е. реализует одну подпрограмму, вы­полняющую две функции. Считают, что данные, используемые последова­тельными функциями, также связаны последовательно. Модуль с последова­тельной связностью функций можно разбить на два или более модулей, как с последовательной, так и с функциональной связностью. Такой модуль вы­полняет несколько функций, и, следовательно, его технологичность хуже: сложнее организовать тестирование, а при выполнении модификации мыс­ленно приходится разделять функции модуля,

Информационно связанными считают функции, обрабатывающие одни и те же данные (рис. 2.1, в). При использовании структурных языков програм­мирования раздельное выполнение функций можно осуществить только, ес­ли каждая функция реализуется своей подпрограммой. Хотя раньше в подоб­ных случаях обычно использовали разные точки входа в модуль, оформлен­ный как одна подпрограмма.

Несмотря на объединение нескольких функций, информационно связан­ный модуль имеет неплохие показатели технологичности. Это объясняется тем, что все функции, работающие с некоторыми данными, собраны в одно место, что позволяет при изменении формата данных корректировать только один модуль. Информационно связанными также считают данные, которые обрабатываются одной функцией.

Процедурно связаны функции или данные, которые являются частями одного процесса (рис. 2.1, г). Обычно модули с процедурной связностью функций получают, если в модуле объединены функции альтернативных ча­стей программы. При процедурной связности отдельные элементы модуля связаны крайне слабо, так как реализуемые ими действия связаны лишь об­щим процессом, следовательно, технологичность данного вида связи ниже, чем предыдущего.

Временная связность функций подразумевает, что эти функции выпол­няются параллельно или в течение некоторого периода времени (рис. 2.1, д). Временная связность данных означает, что они используются в некотором временном интервале. Например, временную связность имеют функции, вы­полняемые при инициализации некоторого процесса. Отличительной осо­бенностью временной связности является то, что действия, реализуемые та­кими функциями, обычно могут выполняться в любом порядке. Содержание модуля с временной связностью функций имеет тенденцию меняться: в него могут включаться новые действия и/или исключаться старые. Большая веро­ятность модификации функции еще больше уменьшает показатели техноло­гичности модулей данного вида по сравнению с предыдущим.

Логическая связь базируется на объединении данных или функций в од­ну логическую группу (рис. 2.1, е). В качестве примера можно привести функции обработки текстовой информации или данные одного и того же ти­па. Модуль с логической связностью функций часто реализует альтернатив­ные варианты одной операции, например, сложение целых чисел и сложение вещественных чисел. Из такого модуля всегда будет вызываться одна какая-либо его часть, при этом вызывающий и вызываемый модули будут связаны по управлению. Понять логику работы модулей, содержащих логически свя­занные компоненты, как правило, сложнее, чем модулей, использующих вре­менную связность, следовательно их показатели технологичности еще ниже.

В том случае, если связь между элементами мала или отсутствует, счи­тают, что они имеют случайную связность. Модуль, элементы которого свя­заны случайно, имеет самые низкие показатели технологичности, так как элементы, объединенные в нем, вообще не связаны.

Обратите внимание, что в трех предпоследних случаях связь между не­сколькими подпрограммами в модуле обусловлена внешними причинами. А в последнем - вообще отсутствует. Это соответствующим образом проециру­ется на технологические характеристики модулей. В табл. 2.2 представлены характеристики различных видов связности по экспертным оценкам .

Анализ табл. 2.2 показывает, что на практике целесообразно использо­вать функциональную, последовательную и информационную связности.

Как правило, при хорошо продуманной декомпозиции модули верхних уровней иерархии имеют функциональную или последовательную связность функций и данных. Для модулей обслуживания данных характерна информа­ционная связность функций. Данные таких модулей могут быть связаны по-разному. Так, модули, содержащие описание классов при объектно-ориенти­рованном подходе, характеризуются информационной связностью методов и функциональной связностью данных. Получение в процессе декомпозиции модулей с другими видами связности, скорее всего, означает недостаточно продуманное проектирование. Исключением являются лишь библиотеки ре­сурсов.

Библиотеки ресурсов. Различают библиотеки ресурсов двух типов: библиотеки Подпрограмм и библиотеки классов.

Библиотеки подпрограмм реализуют функции, близкие по назначению, например, библиотека графического вывода информации. Связность подпро­грамм между собой в такой библиотеке -логическая, а связность самих под­программ - функциональная, так как каждая из них обычно реализует одну функцию.

Библиотеки классов реализуют близкие по назначению.классы. Связ­ность элементов класса - информационная, связность классов между собой может быть функциональной - для родственных или ассоциированных клас­сов и логической - для остальных.

В качестве средства улучшения технологических характеристик библи­отек ресурсов в настоящее время широко используют разделение тела моду­ля на интерфейсную часть и область реализации (секции Interface и Imple­mentation - в Pascal, h и срр-файлы в C++ и в Java).

Интерфейсная часть в данном случае содержит совокупность объявле­ний ресурсов (заголовков подпрограмм, имен переменных, типов, классов и т. п.), которые данная библиотека предоставляет другим модулям. Ресурсы, объявление которых в интерфейсной части отсутствует, извне не доступны.

Область реализации содержит тела подпрограмм и, возможно, внутренние ресурсы (подпрограммы, переменные, типы), используемые этими подпро­граммами. При такой организации любые изменения реализации библиоте­ки, не затрагивающие ее интерфейс, не требуют пересмотра модулей, связан­ных с библиотекой, что улучшает технологические характеристики модулей-библиотек. Кроме того, подобные библиотеки, как правило, хорошо отлаже­ны и продуманы, так как часто используются разными программами.

Программный модуль -- это отдельная часть программного кода, фрагмент программы, который полностью самостоятельно выполняет свою задачу, оформленный в виде отдельного файла с исходным кодом или поименованной непрерывной её части. Эти модули предназначаются для использования в других программах или же для расширения возможностей как, например, библиотека плагинов. Разбиение всей программы на отдельные модули позволяет решение общей, сложной задачи разделить на решение нескольких, более простых. Что в свою очередь увеличивает скорость и качество разработки, когда каждый занимается своим модулем программы, а затем их собирают в единый проект. В общем случае модули проектируются таким образом, чтобы предоставлять программистам удобную для многократного использования функциональность (интерфейс) в виде набора функций, классов, констант. Модули можно объединять в пакеты, а несколько пакетов можно объединять в библиотеки. Возможность изменения или обновления одного модуля не затрагивая всей программы и остальных модулей является главным удобством использования модульной архитектуры. Также разделение программы на модули позволяет распределить нагрузку, в случае большой потребности ПО в ресурсах, при запуске разных модулей на разных серверах, используя так называемую распределенную архитектуру.

Модульное программирование подразумевает разбивание всей программы на различные функциональные блоки, которые называют модулями. Каждый модуль имеет свое назначение, определенный размер, а также определенный интерфейс работы с другими модулями. Можно, конечно, использовать монолитный способ написания программы, но, в случае написания больших проектов, этот способ является совершенно неприемлемым. Главным вопросом в использовании модульной архитектуры является принцип разделения программы на модули.

В основе использования модульной архитектуры лежат три основных концепции:

  • - Принцип утаивания информации Парнаса. Каждый модуль скрывает в себе одно проектное решение. Такой подход к разделению программы на модули подразумевает разделение технического задания на список проектных решений, которые достаточно трудно реализовать, и их, скорее всего, придется много раз менять. После чего каждому модулю в качестве функционала приписывают такие проектные решения.
  • - Аксиома модульности Коуэна. Модуль -- это независимая программная единица, служащая для выполнения некоторой определенной функции программы и для связи с остальной частью программы. Программная единица должна удовлетворять следующим условиям:
  • - блочность организации, т. е. возможность вызвать программную единицу из блоков любой степени вложенности;
  • - синтаксическая обособленность, т. е. выделение модуля в тексте синтаксическими элементами;
  • - семантическая независимость, т. е. независимость от места, где программная единица вызвана;
  • - общность данных, т. е. наличие собственных данных, сохраняющихся при каждом обращении;
  • - полнота определения, т. е. самостоятельность программной единицы.
  • - Сборочное программирование Цейтина. Модули -- это программные кирпичи, из которых строится программа. В этой концепции основной идеей является принцип, что модули - это своего рода строительные кирпичи любой программы и что из этих самых кирпичей строится вся программа. Выделяют три основные предпосылки к использованию модульной архитектуры:
  • - стремление к выделению независимой единицы программного знания. В идеальном случае всякая идея (алгоритм) должна быть оформлена в виде модуля;
  • - потребность в разделении особенно крупного программного проекта;
  • - возможность разных участков проекта выполняться параллельно.

Также имеются дополнительные определения программного модуля.

  • - Модулем называется совокупность команд, к которым имеется возможность обращения по имени.
  • - Модулем называется совокупность операторов в коде программы, которая имеет ограничивающие операторы и определяющий возможность доступа идентификатор.

Функциональная спецификация модуля должна включать:

  • - Описание синтаксической спецификации параметров, подаваемых на его вход, которое позволит, используя текущий язык программирования, правильный доступ к его функциональным возможностям;
  • - Описание, что делает каждая функция в модуле на каждый входной параметр.

Модули также разделяют на три категории:

  • - «Маленькие» (функциональные) модули. Они, обычно, реализуют одну или несколько функций. Во всех языках программирования высокого уровня имеется поддержка основного и простейшего модуля: процедуры и функции.
  • - «Средние» (информационные) модули, реализующие, в обычном случае, сравнительно небольшое количество операций или функций над так называемым информационным объектом, который считается за пределами модуля неизвестным. Наиболее известные примеры информационных модулей это классы в таких языках программирования как С, С++, С#, Java и другие.
  • - «Большие» (логические) модули, которые объединяют в себе некоторое количество как «маленьких» так и «средних» модулей. Примером "больших" модулей в языках программирования могут послужить пакеты или сборки в таких языках программирования, как Java.

Модульное программирование работает по принципу «разделяй и властвуй». Стоит разобраться.

Модульное программирование подразумевает организацию программы как совокупности независимых блоков небольших размеров, которые принято именовать модулями, поведение и структура которых полностью подчинены вполне определенным принципам. Стоит разделить применение понятия «модуль», когда ввиду имеется синтаксическая программирования и когда говорится о единице дробления большой программы на несколько блоков, которые могут быть реализованы как в виде процедур, так и в Применение модульного программирования дает возможность упростить и своевременное обнаружение ошибок. Можно строго отделить аппаратно-зависимые задачи от иных подзадач, что позволит улучшить мобильность создаваемых программ. Критичные по времени модули можно переделывать отдельно, что заметно упрощает процесс и делает эффективность намного выше. Помимо этого модульное программирование намного проще понимать, так как модули могут быть эффективно использованы в качестве строительных блоков в иных программах.

Сам термин «модуль» начал использоваться в программировании в связи с внедрением модульного принципа при написании программ. В семидесятых годах модулем называли какую-то функцию или процедуру, которая была написана по определенным правилам. Так как на тот момент не было сформировано общепризнанных требований, то модулем называли любую процедуру, чей размер составлял до пятидесяти строк. Парнасом были сформированы первые конкретизированные требования к модулю: « Для формирования одного модуля должно быть достаточно самых минимальных знаний о содержании другого». Получается, именно Парнас впервые сформировал концепцию скрытия информации в программировании. Его определение приводит нас к тому, что модулем может называться любая отдельная процедура как самого нижнего, так и самого верхнего уровня иерархии. Надежно скрытие информации нельзя было обеспечить посредством использования конструкций, существующих в то время, так как они было подвержены сильному действию глобальных переменных, а их поведение в сложных программах предсказать весьма сложно. Необходимо было создать конструкцию, изолированную от этих переменных. Именно ее и назвали модулем, а на его основе и зародилось модульное программирование.

Изначально предполагалось, что реализация сложных программных комплексов может быть осуществлена при использовании модуля наравне с функциями и процедурами в качестве конструкции, объединяющей и скрывающей детали реализации какой-то конкретной подзадачи. Но в языке Turbo Pascal не был полностью реализован модульный принцип программирования. В этом языке полностью отсутствует поддержка внутренних модулей, импорт реализован недостаточно гибко, так как не позволяет осуществлять импорт объектов из каких-то других модулей. Совместное влияние этого обстоятельства с тем, что с распространением персональных компьютеров существенно расширился круг программирующих людей, что снизило средний уровень теоретической подготовленности, привело к тому, что при разработке приложений модули применялись в качестве средств создания проблемных библиотек функций и процедур. Лишь квалифицированными программистами применялась вся мощь данной языковой конструкции для операций по структурированию всех объектов.

Если смотреть на модули Pascal с точки зрения программиста, то их количество должно определяться посредством декомпозиции поставленной задачи на ряд подзадач, независимых друг от друга. В предельном случае модуль может быть использован для заключения в него только одной процедуры, если требуется, чтобы локальное действие, которое ей выполняется, было полностью независимым от влияния иных частей программы при изменениях, вносимых в код проекта.

Модульное программирование - это такой способ программирования, при котором вся программа разбивается на группу компонентов, называемых модулями, причем каждый из них имеет свой контролируемый размер, четкое назначение и детально проработанный интерфейс с внешней средой. Единственная альтернатива модульности - монолитная программа, что, конечно, неудобно. Таким образом, наиболее интересный вопрос при изучении модульности - определение критерия разбиения на модули.

Концепции модульного программирования. В основе модульного программирования лежат три основных концепции:

Принцип утаивания информации Парнаса. Всякий компонент утаивает единственное проектное решение, т. е. модуль служит для утаивания информации. Подход к разработке программ заключается в том, что сначала формируется список проектных решений, которые особенно трудно принять или которые, скорее всего, будут меняться. Затем определяются отдельные модули, каждый из которых реализует одно из указанных решений.

Аксиома модульности Коуэна. Модуль - независимая программная единица, служащая для выполнения некоторой определенной функции программы и для связи с остальной частью программы. Программная единица должна удовлетворять следующим условиям:

· блочность организации, т. е. возможность вызвать программную единицу из блоков любой степени вложенности;

· синтаксическая обособленность, т. е. выделение модуля в тексте синтаксическими элементами;

· семантическая независимость, т. е. независимость от места, где программная единица вызвана;

· общность данных, т. е. наличие собственных данных, сохраняющихся при каждом обращении;

· полнота определения, т. е. самостоятельность программной единицы.

Сборочное программирование Цейтина. Модули - это программные кирпичи, из которых строится программа. Существуют три основные предпосылки к модульному программированию:

· стремление к выделению независимой единицы программного знания. В идеальном случае всякая идея (алгоритм) должна быть оформлена в виде модуля;

· потребность организационного расчленения крупных разработок;

· возможность параллельного исполнения модулей (в контексте параллельного программирования).

Определения модуля и его примеры. Приведем несколько дополнительных определений модуля.

· Модуль - это совокупность команд, к которым можно обратиться по имени.

· Модуль - это совокупность операторов программы, имеющая граничные элементы и идентификатор (возможно агрегатный).

Функциональная спецификация модуля должна включать:

· синтаксическую спецификацию его входов, которая должна позволять построить на используемом языке программирования синтаксически правильное обращение к нему;

· описание семантики функций, выполняемых модулем по каждому из его входов.

Разновидности модулей. Существуют три основные разновидности модулей:

1) "Маленькие" (функциональные) модули, реализующие, как правило, одну какую-либо определенную функцию. Основным и простейшим модулем практически во всех языках программирования является процедура или функция.

2) "Средние" (информационные) модули, реализующие, как правило, несколько операций или функций над одной и той же структурой данных (информационным объектом), которая считается неизвестной вне этого модуля. Примеры "средних" модулей в языках программирования:

a)задачи в языке программирования Ada;

b)кластер в языке программирования CLU;

c)классы в языках программирования C++ и Java.

3) "Большие” (логические) модули , объединяющие набор "средних" или "маленьких" модулей. Примеры "больших" модулей в языках программирования:

a)модуль в языке программирования Modula-2;

b)пакеты в языках программирования Ada и Java.

Набор характеристик модуля предложен Майерсом [Майерс 1980]. Он состоит из следующих конструктивных характеристик:

1) размера модуля;

В модуле должно быть 7 (+/-2) конструкций (например, операторов для функций или функций для пакета). Это число берется на основе представлений психологов о среднем оперативном буфере памяти человека. Символьные образы в человеческом мозгу объединяются в "чанки" - наборы фактов и связей между ними, запоминаемые и извлекаемые как единое целое. В каждый момент времени человек может обрабатывать не более 7 чанков.

Модуль (функция) не должен превышать 60 строк. В результате его можно поместить на одну страницу распечатки или легко просмотреть на экране монитора.

2) прочности (связности) модуля;

Существует гипотеза о глобальных данных, утверждающая, что глобальные данные вредны и опасны. Идея глобальных данных дискредитирует себя так же, как и идея оператора безусловного перехода goto. Локальность данных дает возможность легко читать и понимать модули, а также легко удалять их из программы.

Связность (прочность) модуля (cohesion) - мера независимости его частей. Чем выше связность модуля - тем лучше, тем больше связей по отношению к оставшейся части программы он упрятывает в себе. Можно выделить типы связности, приведенные ниже.

Функциональная связность. Модуль с функциональной связностью реализует одну какую-либо определенную функцию и не может быть разбит на 2 модуля с теми же типами связностей.

Последовательная связность. Модуль с такой связностью может быть разбит на последовательные части, выполняющие независимые функции, но совместно реализующие единственную функцию. Например, один и тот же модуль может быть использован сначала для оценки, а затем для обработки данных.

Информационная (коммуникативная) связность. Модуль с информационной связностью - это модуль, который выполняет несколько операций или функций над одной и той же структурой данных (информационным объектом), которая считается неизвестной вне этого модуля. Эта информационная связность применяется для реализации абстрактных типов данных.

Обратим внимание на то, что средства для задания информационно прочных модулей отсутствовали в ранних языках программирования (например, FORTRAN и даже в оригинальной версии языка Pascal). И только позже, в языке программирования Ada, появился пакет - средство задания информационно прочного модуля.

3) сцепления модуля с другими модулями;

Сцепление (coupling) - мера относительной независимости модуля от других модулей. Независимые модули могут быть модифицированы без переделки других модулей. Чем слабее сцепление модуля, тем лучше. Рассмотрим различные типы сцепления.

Независимые модули - это идеальный случай. Модули ничего не знают друг о друге. Организовать взаимодействие таких модулей можно, зная их интерфейс и соответствующим образом перенаправив выходные данные одного модуля на вход другого. Достичь такого сцепления сложно, да и не нужно, поскольку сцепление по данным (параметрическое сцепление) является достаточно хорошим.

Сцепление по данным (параметрическое) - это сцепление, когда данные передаются модулю, как значения его параметров, либо как результат его обращения к другому модулю для вычисления некоторой функции. Этот вид сцепления реализуется в языках программирования при обращении к функциям (процедурам). Две разновидности этого сцепления определяются характером данным.

· Сцепление по простым элементам данных.

· Сцепление по структуре данных. В этом случае оба модуля должны знать о внутренней структуре данных.

4) рутинности (идемпотентность, независимость от предыдущих обращений) модуля.

Рутинность - это независимость модуля от предыдущих обращений к нему (от предыстории). Будем называть модуль рутинным, если результат его работы зависит только от количества переданных параметров (а не от количества обращений).

Модуль должен быть рутинным в большинстве случаев, но есть и случаи, когда модуль должен сохранять историю. В выборе степени рутинности модуля пользуются тремя рекомендациями.

· В большинстве случаев делаем модуль рутинным, т. е. независимым от предыдущих обращений.

· Зависящие от предыстории модули следует использовать только в тех случаях, когда это необходимо для сцепления по данным.

· В спецификации зависящего от предыстории модуля должна быть четко сформулирована эта зависимость, чтобы пользователи имели возможность прогнозировать поведение такого модуля.


Close